Автоматизация транспорта с помощью TMS системы

Автоматизация транспорта и логистики с помощью TMS системы.

Автоматизация транспортной логистики с помощью Transport management system (TMS).

В этой статье мы поговорим об автоматизации транспортной логистики с помощью специализированного программного обеспечения – системы TMS. Аббревиатура TMS расшифровывается как Transport Management System (англ.) или в переводе на русский Система управления транспортом.

Для чего нужна, и какие проблемы решает TMS-система.

В первую очередь, TMS-система необходимый инструмент для предприятий, предоставляющих услуги транспортной логистики (магистральные перевозки, адресная доставка, перевозка опасных грузов или грузов с особыми температурными режимами перевозки) или для компаний доставляющих товары и грузы своим клиентам самостоятельно (производители или дистрибуторы).

Основная задача TMS — предложить такой маршрут доставки, который будет наиболее экономически выгодным для компании, с учетом всех условий и параметров перевозки, и максимально выгодным и для клиента с позиции времени и стоимости доставки, сохранности груза и надежности логистического оператора в будущем.

Например, одна европейская компания-производитель строительных материалов в свою бизнес модель заложила правило, согласно которому, что бы ни случилось – продукция должна быть доставлена клиенту в указанный контрактом срок. Например, из-за сбоев в работе производства, партия строительных материалов была произведена и передана на склад с опозданием в два дня. В данном случае, отдел логистики должен найти самый быстрый, но возможно не самый выгодный вариант доставки продукции клиенту. Результат такой доставки будет анализироваться позже, но клиент не должен пострадать.

Представьте, сколько необходимо учесть параметров и ограничений, что бы доставка в другую часть страны не оказалась с огромным минусом. Данная компания решает такие транспортные задачи в своей TMS-системе, в которой уже есть критерии и параметры выбора оптимальных условий доставки в режиме производственного форс-мажора. В результате, на доске «почета» не фотографии героев из департамента логистики, а отчет о результатах с кейсом по улучшению работы в подобных условиях. Люди просто выполнили свою работу с применением эффективно работающего инструмента.

Итак, давайте разложим TMS на составляющие и первым делом посмотрим полный перечень компаний, которым это программное обеспечение будет полезным в первую очередь.

Компании, которым Система управления транспортом и перевозками подходит в первую очередь:

  1. Транспортным компаниям, владеющим собственным парком автомобилей любых типов и грузоподъемностью. И чем парк больше, тем лучше, тем эффективней будет применение ТМС.
  2. Компаниям, осуществляющим магистральные, интер и мультимодальные перевозки. В тех случаях, когда при перевозке грузов происходит смена видов транспортных средств (сухогруз – самолет – автомобиль) или необходимо пройти процедуры пересечения границ нескольких государств, возможно с промежуточным хранением в перегрузочных хабах - информационная нагрузка на менеджера по логистике возрастает в разы, а точность и скорость обработки информации падает.
  3. Торговые и дистрибуторские компании, которые развозят товары со своих складов по широкой сети собственных магазинов и точкам продаж своих клиентов.
  4. Производственные компании, которым необходимо организовать и контролировать доставку сырья на предприятие, а затем готовой продукции по сети своих клиентов.
  5. Почтово-курьерским частным и государственным службам.
  6. Компаниям сферы услуг, оказывающие услуги адресной доставки различных товаров и грузов внутри населенных пунктов.
  7. Компаниям, имеющим строительную технику, оказывающим специальные услуги: вывоз мусора, обслуживание электросетей, монтажные или ремонтные работы и т.п.
  8. Компаниям, оказывающим услуги пассажирских перевозок как внутри населенных пунктов, так и междугородние, международные.
  9. Агрофирмам, которые владеют всеми видами сельскохозяйственной техники (комбайны, тракторы, бензовозы), а так же должны контролировать перевозку агропродукции от поля к хранилищам.

На самом деле, применение современных систем управления транспорта создаваемых на базе TMS-платформы не ограничивается вышеупомянутыми сферами. Современный транспорт развивается очень быстро, и кто знает, возможно, в скором временем мы будем управлять грузовыми дронами и электрогрузовиками с автопилотами. Но идем дальше.

Дроны курьеры на службе логистики

Дроны-курьеры на службе отделов доставки и логистики.

Что же можно автоматизировать в транспортной логистике? Глобально автоматизируются две вещи:

  • Автоматизируются все основные или поддерживающие процессы, которые прямо и косвенно влияют на управление транспортной логистикой.
  • Автоматизация связанна с применением программно-аппаратных комплексов или автоматизируется исключительно логика процессов.

Зачем компаниям необходима автоматизация транспорта?

  • Для систематизации и хранения всех необходимых данных и событий для принятия управленческих решений.
  • Для повышения эффективности работы предприятия и бизнеса в целом.
  • Что бы максимально исключить влияние человеческого фактора.

Не всегда компания может иметь свой парк машин, но хочет управлять временем доставки своих товаров своим клиентам. По сути, не имея свои машины логистика такой компании управляет виртуальными сущностями, что некая «Газель», не важно с каким гос.номером и каким водителем доставит товар в магазин клиента с 11:00 до 11:15. Главное, что система позволила нам рассчитать тип машины и время доставки.

В другом случае нам важно посчитать затраты на магистральные перевозки, опять же осуществляемые подрядчиком и добавить свой заработок с учетом всех логистических операций: погрузка/разгрузка, перевозка тонна/км или километраж от точки до точки и т.п.

Но самое главное, нам важно минимизировать влияние человеческого фактора, ошибок низкой квалификации и усталости, снизить временные затраты на планирование и выяснения причин возникновения ошибок.

Пример 1. Компания ритейлер, имеющий крупную сеть магазинов для планирования работы своего автопарка, а это более 200 машин (перевозка грузов между магазинами, забор грузов у поставщиков, техническое обслуживание машин) выделяет до 10 человек и тратит каждый день от одного до трех часов на обсуждение плана работ и маршрутов. И это очень бегло, по ходу выясняя, где машины и водители.

Пример 2. Транспортная компания два дня не могла доставить станок, так как постоянно путала населенные пункты с одинаковым названием, но расположенных в разных областях страны. Разница на маршруте составила - 500 км дополнительного пробега. В чистом виде - человеческий фактор.

Поэтому давайте с вами посмотрим, когда же стоит задуматься об автоматизации транспортной логистики. Возвращаясь к сферам и направлениям бизнеса, которым может быть рекомендована автоматизация транспорта, наиболее важные критерии:

  • Вы производитель/дистрибьютор товаров. Ваше предприятие регулярно доставляет свои товары по широкой сети потребителей.
  • У вас есть АТП. Ваш парк автомобилей растет, и Вы чувствуете, что понижается управляемость и прозрачность.
  • Ручное управление транспортом стало неэффективным. Вы тратите массу времени на планирование и контроль.
  • Ваши затраты на транспорт растут непропорционально прибыли.
  • Злоупотребления. Вы сталкиваетесь с не целевым использованием транспорта водителями или ваши подрядчики не выполняют своих договоренностей.
  • Вы владеете специальным транспортом. У вас более 30 единиц офисного или обслуживающего транспорта, который нуждается в разумном планировании и контроле.

Какие еще комплексные проблемы мы наблюдаем в сфере транспортной логистики:

  • высокая себестоимость перевозок.
  • неэффективное использование транспорта.
  • процесс планирования строится на основе субъективного мнения.
  • нет возможности менять маршруты в режиме онлайн.
  • нет информации для аналитики.
  • используются дополнительные человеческие ресурсы.

Как же решить все эти проблемы и заставить работать свою логистику более эффективно, а компаниям, оказывающим логистические услуги увеличить лояльность своих клиентов и совершать меньше ошибок. Ведь на кону не только репутация, на кону прибыль и выживание бизнеса.

Система управления транспортом TMS, конечно же, это не панацея, это инструмент, которым необходимо научиться пользоваться и применять с максимальной эффективностью. Но давайте посмотрим, что же он из себя представляет и как с ним работать.

На сегодняшний день не достаточно просто купить или скачать программу и начать ее использование. Такого рода софт необходимо настроить и адаптировать под бизнес-процессы компании. Для комплексной автоматизации транспортной логистики применяются следующие решения и технологии:

  • Программное обеспечение – Система управления транспортом (TMS).
  • Программно-аппаратные решения: компьютеры, смартфоны, облачные сервера, GPS-трекеры, контроллеры и датчики.
  • Работу экспертов имеющих рабочие кейсы для конкретных направлений: магистралка, мультимодалка, адресная доставка и т.п.
  • Наличие систем и методик для бизнес-анализа, сбора и обработки данных.
  • Применение проектного управления для быстрого и эффективного старта проекта автоматизации транспортной логистики.
  • Наличие у поставщика решений на базе WEB технологий.

Какой эффект могут получить компании, которые решились на внедрение системы управления транспортной логистикой, применили современные решения, методы и подходы к проекту в целом. Приведем некоторые примеры показателей, которые были достигнуты после 2-6 месяцев работы TMS-системы.

  • Минимум на 20-30% сокращается время на планирование.
  • 99% выполнение заявок клиентов.
  • На 12-30% уменьшаются расходы на содержание автопарка (ГСМ, пробеги).
  • Сокращение автопарка на 12-25%.
  • На 15-40% увеличивается производительность персонала (диспетчеры, логисты, склад).
  • Уменьшение затрат на персонал на 8%.

Итак, если объединить все выше сказанное, то Transport Management System  - это программное обеспечение для планирования маршрутов, мониторинга передвижения транспорта и проведения план-факторного анализа выполнения плановых рейсов в режиме онлайн. Предназначено для автоматизации работы предприятий с организационной структурой любой сложности и оптимизировано для работы с большим количеством машин (от 10 до нескольких тысяч).

Миссия TMS - помочь транспортным отделам торговых, производственных и логистических предприятий использовать имеющийся транспорт эффективным, экономичным, осознанным и удобным способом.

На сегодня внутри самой TMS платформы можно выделить отдельные модули для автоматизации отдельных направлений транспортной логистики:

  • Общая система управления транспортом.
  • Управление магистральными перевозками.
  • Управление адресной доставкой.
  • Управление перевозками опасных грузов (ADR).
  • Управление перевозками свежих и замороженных продуктов.
  • Система GPS-мониторинга всех видов транспорта: авто, ЖД, водный транспорт.
    Управление автотранспортным предприятием (АТП).
  • Управление агрологистикой и полевой техникой (Агро TMS).

Система управления транспортом может быть интегрирована с другими программными решениями для автоматизации и управления бизнес-процессами, особенно в рамках управления цепочками поставок, например: интеграция со всеми популярными ERP-системами и CRM, интеграция с WMS-системой управления складом, ярд менеджментом, BI, GPS и системами логистического документооборота.

Давайте посмотрим на возможности TMS-системы со стороны логистического менеджмента. Итак, что же может делать система:

  • Автоматическое планирование маршрутов исходя из более чем 100 параметров и условий: параметры точек доставки/погрузки, грузы, ВГХ, километражи и объезды, параметры ТС, данные водителей, нормы расхода ГСМ, сезонность и т.д.
  • Управлять фиксированными маршрутами: редактировать более 30 параметров маршрутов и точек маршрутов, ставить точки объезда, задавать правила генерации событий и контроля прохождения маршрута (отклонения, выполнения вовремя/с опозданием, радиус фиксации и др.), создавать маршруты по треку, включать маршрут в группу, давать доступ пользователям к группам маршрутов, создавать копии маршрутов, сдвигать время старта маршрута.
  • Закреплять транспортное средство за маршрутом как автоматически (по прохождении набора гео-зон, указанных в маршруте), так и вручную по путевым листам.
  • Отслеживать передвижения транспорта на карте в режиме онлайн с наложением на карты Google, Яндекс, OpenStreetMap, Here (NokiaMap) и др.
  • Производить мониторинг событий связанных с заправками, превышениями скорости, открытия дверей, изменения температурных режимов и многое другое.
  • Имеет мобильное приложение для водителя, экспедитора, курьера, торгового представителя, мерчандайзера, сервисного инженера, службы охраны и т.д. Возможность фиксации событий и их статусов в точках маршрута.
  • Распределять права и индивидуальные настройки для отдельных групп операторов, диспетчеров и логистов. В том числе для региональных отделений.
  • Настраивать индивидуальные подсказки и оповещения для логиста, диспетчера и водителя (SMS, e-mail, всплывающие сообщения интерфейса).
  • Собирать данные в режиме онлайн и сопоставлять план-факт с использованием модуля бизнес аналитики для анализа и прогнозирования как логистических событий (прогнозирование маршрутов), так и экономических (какая будет стоимость нового маршрута).
  • TMS имеет необходимый набор отчетности, которая позволяет быстро построить (200 тыс. записей около 30 сек.) отчеты по движению, план-факт, по превышениям скорости и прочее. Конструктор отчетов позволяет визуально создать собственный набор колонок и графиков из списка доступных.

Но систему надо поддерживать и развивать, поэтому, если крупная логистическая компания имеет собственную IT-службу, то основными возможностями TMS-системы со стороны IT будут:

  • Модульная архитектура с возможностью создавать резервные узлы, что позволяет избежать остановки всей системы при выходе из строя одного модуля либо узла (физического сервера). Также это позволяет делать горизонтальное масштабирование для наращивания мощности при необходимости обслуживать больше запросов в единицу времени.
  • Гибкая структура назначения полномочий пользователям на функции (доступ к определенным действиям, доступ к определенным справочникам) и на данные (доступ к части данных справочников). Это позволяет настроить пользователю доступ только к тем объектам и функциям, которые необходимы ему для выполнения его работы.
  • Возможность интеграции с системой безопасности на базе Active Directory позволяет централизованно управлять доступом сотрудников не только к ПО но и к другим ресурсам компании.
  • Все справочники TMS, при наличии права доступа, имеют возможность выгружать данные в файлы обмена.
  • Все действия пользователей фиксируются и могут быть просмотрены в виде отчетов.
  • TMS может проводить отслеживание по Android трекеру, по мобильному приложению под Android/iOS, работать с различными типами GPS/ГЛОНАСС трекеров (подключить можно любой при наличии открытого протокола обмена данными).
  • TMS позволяет вести учет расхода топлива по датчикам уровня топлива, проточным датчикам, CAN и OBD шинам.

Однако, если у вас не большая компания и айти поддержка ограничена, то все технические вопросы можно вынести в «облако» и арендовать программное обеспечение оплачивая только функционал для логистики. Все настройки системы, интеграцию с учетной системой и подключения к устройствам возьмет на себя поставщик TMS. Такая модель еще называется SaaS (Soft as a Service).

Если вы еще не решились на автоматизацию своей транспортной логистики или уже готовы запускать проект, но нужны дополнительные аргументы, то хотим выделить основные преимущества TMS-системы, которые ее отличают от учетных систем класса ERP или систем GPS-мониторинга.

  • Эффективное управление сотрудниками, грузом, подвижным составом.
  • Возможность справляться с задачей меньшим количеством машин.
  • Уменьшение влияния человеческого фактора.
  • Быстрая прокладка оптимальных маршрутов.
  • Контроль за топливом и движением.
  • Синхронизация с любой учетной системой.
  • Возможность установки любых датчиков.
  • Легкая адаптация под индивидуальные запросы.
  • Прослеживаемость местонахождения грузов и перенаправление маршрутов через промежуточные склады-хабы или распределительные центры.

На дворе уже 2019 год и современные информационные технологии в логистике еще ближе приблизились к использованию искусственного интеллекта, BIG DATA и Blockchain. Решения на базе TMS, в отличии от других решений для SCE (WMS, YMS), развились наиболее выраженно в данном аспекте. Уже сейчас точность прогнозирования концентрации заказов, например, для доставщиков воды составляет не менее 89% (в некоторых проектах до 97%). А собранные за несколько лет данные позволяют спрогнозировать экономический эффект практически для любых сценариев, связанных с изменением рыночной ситуации для компаний сферы транспортной логистики.

Закажите бесплатную консультацию
Узнайте больше у наших консультантов

Поля, отмеченные * - являются обязательными к заполнению.

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *